Предыдущий пост | Следующий пост

Всю прошедшую неделю никак руки не доходили написать о моем небольшом путешествии. В прошлые выходные я практически спонтанно отправился на экскурсию в Чеберлой — один из высокогорных районов Чечении. Я вообще очень люблю природу, но ничто не влияет на меня так положительно, как горы. Я уже делился раньше своим желанием построить свой «особый» домик в горах и практически попрощаться с городом, но пока что город не дает вырваться из своего болота и даже не оставляет времени вспомнить о возвышенных планах :) И вот лишь благодаря неожиданной поездке, меня снова переклинило и я, забыв про все городские проблемы, начал глубоко вдыхать ветер свободы. Свободы от города.

Pano15

Несмотря на то что поездка была экскурсионная, в большей мере я ее посвятил разгрузке и отдыху, а не историческим фактам. Для последнего, все-таки, нужно гораздо больше времени и расписанную программу. Это будет как-нибудь в другой раз, а пока поделюсь чисто внутренними ощущениями.

Мы выехали из Грозного утром. Четко прописанной программы у нас небыло, так что мы на ходу выбирали места, которые нужно обязательно посетить. Побывать везде, к сожалению, не позволял лимит времени и долго задерживаться на одном месте мы тоже не могли. Первая остановка по требованию была в Харачое возле памятника абреку Зелимхану. Это небольшой комплекс, состоящий из скульптуры Зелимхана с его конем, две башни и горный родник.

pano1

Pano8

От комплекса открывается очень красивый вид в то направление, куда нам еще предстояло поехать.
pano2

Я нашел один видеосюжет о Зелимхане. Советую посмотреть — очень интересно.

Следующей большой остановкой стало озеро Казеной-Ам. Первая мысль, которая возникает при виде этих красот — почему я не приезжал сюда раньше? Мы постоянно смотрим на красивейшие места мира и мечтаем когда-нибудь там побывать, но зачастую даже представить не можем, что есть такие места, и не где-то, а в нескольких часах езды и они не чьи-то, а наши! Не нужно оформлять загранпаспорт, копить деньги на самолет и другие расходы. Можно просто взять и поехать.

Pano9

Еще одно впечатление очень сложно описать, но постараюсь. Представьте, что вы всю жизнь смотрели на мир через мутное стекло. И вдруг это стекло убрали и вы видите невероятно четкую, сочную картинку. Вот такое же ощущение у меня было, когда я вышел из машины. Это как после просмотра видео снятого на мобильный, посмотреть фильм в HD качестве. Удивительный эффект. Это связано с тем, что в горах нет загазованности и пыли. Только в горах воздуха реально не видно :)

С разных точек вода в озере меняет цвет. Осюда смотришь — зеленый оттенок.

Pano10

А тут уже более синий или голубой.
Pano12

Вода кристалльно чистая.
Pano14

Pano13

Есть еще один интересный момент. Днем было очень тепло, можно было даже куртку снять и остаться в свитере. Но весь день на обочинах дорог можно было увидеть замерзшие лужи, которые не таяли. А на склонах даже что-то растет. Вот такое первое декабря:

Эта территория является типа охраняемым заповедником, о чем говорят многочисленные таблички.

Даже стоянка транспорта ЗАПРЕШЕНО!

К сожалению, в реальности никакой охраны нет. Хоть и не много, но встречаются брошенные пластиковые бутылки и упаковки от каких-нибудь чипсов. На машине также можно свободно подъехать непосредственно к озеру, чем некоторые и пользуются. Я вообще не могу понять людей, которые наплевательски относятся к окружающей среде, тем более такой. Конечно же, контроль должен быть абсолютно настоящий, как и штрафы.

К сожалению, благоустройство пока что отсутствует и информационные стенды сделаны, как мы уже привыкли — для галочки, чисто формально. Таблички и стенды выполнены в лучших кустарных традициях — конструкции сварены из профилей и арматуры, сама информационная часть распечатана на самоклейке или баннере. Что такое хорошо заверстанный текст мы не знаем и все сделано по принципу «все равно никто читать не будет».

Расположение таких информационных островков определено тоже весьма странно. На фото это не очень понятно, но вот эта штуковина на шести ногах находится не около дороги, где мимо нее пройдут люди, а на возвышенности. Чтобы подойти, мне пришлось сюда залезть.

55-я статья конституции ЧР надежно приварена к железному ушку большого бетонного блока.

Одним своим видом эта табличка нарушает статью конституции, о которой гласит.

Вот еще пример — пара квадратных метров, огороженных ржавым забором. Внутри, посреди бурьяна, находятся несколько камней.

Единственная табличка, прикрученная кое-как проволокой, гласит: «Чистота — часть веры».

А чем, собственно, примечательны огороженные камни — не понятно. Я надеюсь, что это поистине прекрасное место все-таки удостоится внимания неравнодушных чиновников и его приведут в порядок и организуют настоящий охранный режим.

Еще мне очень понравилась архитектура турбазы, а вот кирпичный домик явно ни к месту.

Дальше мы поехали в село Хой, где находится, так называемый, «мертвый город». Там располагается разрушенное поселение, которые было опустошено во время депортации. Путь лежал через высокогорную дорогу. К сожалению, фотографией не передается ощущение высоты и простора. Я собрал панораму, но это, конечно, надо испытать вживую.

Pano3

В самом «мертвом городе» ни с того, ни с сего решил умереть и фотоаппарат. Перестал включаться даже с заряженными аккумуляторами и я не смог сделать ни одного нормального кадра архитектуры, которая особо примечательна арочными конструкциями подвалов. Дома сложены из подогнанных друг к другу камней безо всякого раствора. Перекрытия тоже каменные! Снял на телефон:
01122012381

За более детальной информацией отсылаю к elinium. У нее есть фотографии этих мест.

На секунду оживший фотоаппарат успел запечатлеть интересный забор:

Позже мы отправились в аулы Казеной и Макажой. В первом находятся развалины замка Кезена. Когда начало темнеть мы просто вынудили экскурсовода поехать на водопад в Басхой, а на обратном пути, когда была уже полная тьма, поднялись в Арин-аул. Там, с высокой точки, мы увидели не только невероятную панормаму, но и небо, которое было просто усеяно звездами. В городе такое увидеть невозможно.

Местом нашего причала стал аул Садой. Там мы расположились в туристических домиках, где нас очень тепло встретили, накормили и до поздней ночи рассказывали о своих краях. На следующее утро нужно было рано встать, чтобы поехать обратно в город. Горный воздух сделал свое дело — я выспался всего за несколько часов, даже несмотря на очень насыщенный предыдущий день. До Грозного ехали уже без остановок — спешили в аэропорт, чтобы проводить путешественницу, прилетевшую к нам из Москвы. На этом поездка завершилась.

Проанализировав все впечатления, я вынес для себя следующее — в эти края обязательно надо поехать еще раз, причем в «зеленое» время года, когда горы покрыты альпийскими лугами. Говорят, что летом воздух заполнен ароматами трав и цветов. Конечно, в декабре это сложно представить :) Второе — надо развивать велотуризм. Наблюдать большую часть пути из машины и постоянно поглядывать на часы, вписываясь в какие-то рамки, не позволяет в полной мере насладиться местами. А если бы собралась группа на велосипедах, то это было бы очень круто. Причем можно поехать с палатками и остановиться где-нибудь на ночевку. Ну и, вообще, надо почаще куда-то выбираться и проводить выходные не в городской квартире, а где угодно за ее пределами. Это реально позволяет зарядиться силами на всю следующую неделю.

Если я буду анонсировать очередные поездки, в которых планирую принять участие, вам будет интересно присоединиться?
Экскурсии организует моя сестра elinium.