?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Философский вечер

Некоторое время назад, узнав о том что я интересуюсь урбанистикой, wild_che пообещал познакомить меня с политологом, культурологом и общественным деятелем Алексеем Чадаевым. Дело в том что Алексей, помимо всего, является учеником архитектора и урбаниста Вячеслава Глазычева и в настоящее время читает курс в АНХ, который читал раньше сам Глазычев.

И вот, я получил сообщение от Ражапа (wild_che), что Алексей снова в Грозном (а бывает он здесь нередко) и в отеле «Грозный-Сити» 12-го вечером состоится встреча, на которую пригласили и меня. Из гостей, помимо Алексея, был философ Виктор Осипов и графический дизайнер Вячеслав Правдзинский — prawdzinski.

Всего нас было восемь человек и мы обустроились в гостиничном ресторане на верхнем ярусе. Каждый представился, рассказал немного о себе и, собственно, перешли к разговору по теме. На самом деле, я до последнего момента не имел представления о формате встречи, но предполагал что мы будем говорить о нынешних проблемах городского планирования и способах их решения. Но все оказалось несколько неожиданней, т. к. беседа состоялась в рамках первого выездного собрания философского кружка New Cave, который был образован совместно Алексеем Чадаевым и Виктором Осиповым. Говорили, конечно, об урбанистике, но основной заявленной изначально темой была «Мужские и женские способы освоения пространства». Под катом процитирую основные тезисы, прописанные Алексеем накануне встречи:


1. Почему именно Грозный? Этот город - форма, созданная на месте вчерашних руин, и еще только начавшая наполняться жизнью. Город в плане сохранил пропорции и размерность старого довоенного Грозного, в котором жило более 600 тысяч, но сейчас живет 340. В городе еще много пустоты - иногда величественной, иногда необустроенной, но всякий раз бросающейся в глаза. 

2. Что значит "мужские" и "женские" способы освоения пространства? Базовая гипотеза - мужчина создает, пересоздает и уничтожает пространственную форму - "строит дом", если угодно (или город, как "дом для домов"). Женщина же "обживает" форму изнутри, наполняет ее жизнью в тех границах и объемах, которые ей достались; в архаических метафорах - "поддерживает огонь в очаге". Соответственно, архитектура как искусство работы с формой, объемом, пропорцией - предполагает скорее "мужской" взгляд. Новомодная же нынешняя "урбанистика" - нечто едва ли не противоположное: про то, как, не меняя по-крупному форму, за счет добавления деталей, "тонкой настройки" идущих внутри нее процессов создать уют. В "семейно-домашних" метафорах" - "повесить занавески и поставить цветок на окне". Женское дело.

3. При этом надо оговориться - неправильно было бы жестко заявлять что вот это - дело только для мужчин, а вот это - только для женщин. В каждом человеке любого пола в определенной пропорции присутствуют оба начала - "гормональный баланс тестостерон/эстроген". И в принципе каждый человек изначально несет в себе способность смотреть на вещи как "мужским", так и "женским" взглядом. Более того: именно "женское" в мужчинах и "мужское" в женщинах отвечает за коммуникацию между полами, взаимопонимание, проистекающее из способности смотреть на мир глазами "другого".

4. Однако наличие баланса не означает отсутствия борьбы. Борьба двух начал за приоритеты идет всю историю человечества, и на ее протяжении было несколько довольно длительных периодов доминирования как того, так и другого начала. Мы привыкли для описания этих режимов пользоваться терминами "матриархат" и "патриархат", имея в виду в первую очередь устройство семьи и, шире, рода. Но внутри любого "матриархатного" общества мы обнаружим пусть в подавленном, маргинальном, второстепенном подчиненном состоянии - вполне живой патриархатный культ. И также верно обратное. 

5. У Энгельса в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" переход от матриархата к патриархату рассматривается как ключевая веха в становлении этих трех институтов. Причем сам этот переход он непосредственно выводит из распространения скотоводства, породившего одновременно и собственность (латинское capita - это дословно "голова скота"), и патриархатную семью как таковую; а в пределе - и монархию как укрупненную до племенных масштабов форму патриархатной семьи. Отсюда ясно, что у скотоводов роль мужчины всегда была выше, чем у земледельцев, рыболовов, охотников, собирателей и т.д. Но гораздо важнее сам общий принцип - господствующий хозяйственный уклад в значительной степени определяет и переопределяет в т.ч. и полоролевую иерархию в обществе. А значит, любые масштабные подвижки в хозяйственном укладе (в т.ч. в связи с изменением технологий) на втором ходу неизбежно ведут к взаимной переоценке полоролевых статусов.

6. Не меньше, чем хозяйственный уклад, если не больше, на статусную иерархию влияет война. Войны уменьшают процент мужчин, но одновременно и резко повышают статус "мужского" и мужских ценностей в обществе. Вообще, нет большего врага матриархата, чем война, и большего врага патриархата, чем мир. Чем дольше нет больших войн, тем значимей "женское" и слабее "мужское". Послевоенные общества - чеченское в их числе - это общества, где господствуют мужчины, но женское постепенно, шаг за шагом, усиливает позиции. 

7. Чем сильнее "патриархат", тем больше рождаемость - обратное также верно. Четыре тысячи лет назад, когда началась патриархатная революция, а вместе с ней, кстати, и цивилизация, именно этот аспект сыграл роковую роль в борьбе старого и нового порядков: тогдашние "амазонки" попросту не могли конкурировать с домашними рабынями народов с культом Отца (об "зевсистской революции" неплохо у Лайоша Мештерхази). Однако когда перенаселенность становится по-настоящему проблемой, это из преимущества превращается в недостаток - и тогда вновь берет свое матриархат. Что мы, собственно, сейчас и наблюдаем почти везде.

8. Подспудная "матриархатная революция" в России, как и во всем "белом мире", идет уже несколько десятилетий, изредка сполохами вырываясь на поверхность. Pussy Riot с их "Богородица, Путина прогони" - это зашифрованное послание Великой Матери, что пришла уже пора убирать с трона Отца и садиться на него самой. "Попробовали бы в МИЧЕТИ" - на самом деле довольно сильное контрзаклинание: покуда внутри России есть такие безусловно патриархатные анклавы, как кадыровская Чечня, Мать никогда не сможет ничего сделать с Отцом. В этом смысле крыловщину с ее "хватит кормить Кавказ" надо понимать исключительно как секретный проект одного из тайных мировых джессеритских сестричеств, смысл которого в том, чтобы устранить с пути шествующей на царство Матери эту досадную помеху. Впрочем, Крылов практически проговорился об этом: фраза "Кавказ производит кавказцев" прямо указывает на реальный объект атаки.

9. Объективно сегодняшний городской уклад элиминирует мужское в любом его виде, выносит его на периферию, в маргиналию. В мегаполисе глупо ходить с оружием; излишней и обременительной является физическая сила, гордость и многодетность. Ценятся же усидчивость, коммуникабельность, визуальная привлекательность и тому подобные, женские/матриархатные по генезису свойства. "Офисный планктон", при номинальной бесполости, по факту - "рабочие пчелы", которые, как известно, представляют из себя недоразвитых самок. Вовсе не случайно его любимый напиток - пиво, в котором так много эстрогенов.


Многие мысли были действительно заслуживающими внимания и в ходе беседы наблюдалась одна тенденция — начиная обсуждать влияние общественного уклада на формирование среды обитания с философской точки зрения, постепенно разговор начинал нисходить до каких-то конкретных городских проблем. В этот момент философ Виктор тут же подхватывал «ушедший не туда» разговор и уводил его обратно в метафизическое русло :)

Одна из тем, которую я действительно вынес себе на особую заметку — это вопрос «А в чем, собственно, является роль Грозного? Какую ценность он должен представлять для общества?». Ответ на этот вопрос является основополагающим в развитии города. Пока нет определенности, так скажем, с его миссией, мы будем иметь то что имеем — неживой город, в котором все делается непонятно зачем и непонятно для кого.

В конце нашей встречи, а по времени это было уже около полуночи, каждый из присутствовавших озвучил рефлексию на проведенный нами вечер и все пошли кто по домам, а кто по гостиницам :)

Надеюсь что подобные встречи на разные темы не будут для нас редкостью, т. к. они являются хорошей подпиткой для ума и стимулируют творческий процесс, который у каждого из нас свой и каждый выносит для себя только то что нужно именно ему. Было реально интересно.

Комментарии

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
stanislaw10
13 дек, 2012 15:04 (UTC)
Привет) Чуто поправлю. В Грозном жило не "более 600 тысяч", максимум был 399,7 тысяч (1989), а сейчас не 340, а 272 тыщи ;))

Остальное... Как-то всё сложно :)) Видимо, потому что я в этом деле как свинья в апельсинах)))
archidesigner
13 дек, 2012 15:08 (UTC)
Привет! Да, я тоже обратил внимание на цифры, хотя официальных данных никогда не знал. А так, говорят что раньше население было полмиллиона, а сейчас вдвое меньше. В принципе, в данном случае некоторая погрешность особо не принципиальна.
elinium
13 дек, 2012 15:43 (UTC)
интересно.
elinium
13 дек, 2012 15:54 (UTC)
но вот прочитав подробнее... получается что для того, чтобы город Грозный урбанизировался не хватает "женского" начала чтоли???
izzzm
13 дек, 2012 17:33 (UTC)
Элина, я адепт теории, что для развития и процветания республики женского начала не хватает вообще во всех сферах:)
elinium
13 дек, 2012 17:48 (UTC)
гыыыыыыыыы ))))))))))))))))))))))))))
izzzm
13 дек, 2012 17:29 (UTC)
Выездное собрание философского кружка урбанистов с конспирологическими теориями о пусси райот в Грозном. Воистину, чудеса на виражах.
Тезисы любопытные, к сожалению, не владею темой, чтобы оспаривать, но деление на мужские-женские способы в зависимости от типа общества мне все же кажется довольно условным.
По поводу города, в котором все делается непонятно зачем, у меня стойкое ощущение, что делается исключительно из расчета, что должно красиво выглядеть, когда проезжаешь мимо на машине, к эксплуатации не предназначено. Мостить ступеньки подземного перехода глянцевой скользкой плиткой может только человек, который этим переходом пользоваться не собирается.
archidesigner
14 дек, 2012 02:52 (UTC)
На счет деления на «мужские-женские способы». Я даже не возьмусь за подробное пересказывание сути, но речь шла не то что бы о способах, а о м/ж началах. Теория на самом деле не лишена смысла, но для ее обсуждения понадобился бы отдельный пост.

По поводу города, в котором все делается «непонятно зачем», могу сказать, хотя бы на примере глянцевой скользкой плитки в переходе — это мало того что делается без мыслей о том, что кому-то придется туда спускаться, но это еще делается без малейшего понимания о приоритете человека в городе. Подземных и надземных переходов в городе удобном для жизни быть вообще не должно! Перед всеми способами передвижения (в городской среде), пешеходный должен иметь наивысший приоритет. Единственный повод загнать человека под землю — это метро. А пешеход должен комфортно ходить по земле, в т. ч. и через дорогу. Для этого должна быть и правильная разметка, светофоры и предусмотрены меры безопасности. Самый низший приоритет из всех транспортных средств должен быть у автомобиля.
izzzm
14 дек, 2012 06:31 (UTC)
Не спорю с тем, что в теории есть смысл, с интересом прочту, если будет отдельный пост. Если я правильно улавливаю, "женский способ" или "женское начало" в освоении пространства преобладает в матриархальных обществах, "мужское" в патриархальных. Матриархальное общество - Запад, "белый мир", патриархальное - преимущественно мусульмане. А вот отсюда хотелось бы поподробнее, какая существует связь между типом общества и внешним видом города. Например, вот матриархальная Европа, здесь восстанавливают старые здания и пытаются вписать постройку в исторический вид города, а вот патриархальные Эмираты, здесь штампуют небоскребы, соревнуясь кто выше, вроде того? Просто в нынешнем обустройстве Грозного я вижу не "мужское начало", а халатность.
timur_aliev
14 дек, 2012 03:34 (UTC)
что ж так тайно то? не приглашают других :(((
wild_che
14 дек, 2012 04:15 (UTC)
Тимур,на следующий кружок и мы сходим:-)
я просто не дома был в тот день,они с молодыми хотели сделать:-)
в следующий раз и повысим планку до среднего возраста:-)
timur_aliev
14 дек, 2012 04:19 (UTC)
баркала, Ражап, успокоил :))
wild_che
14 дек, 2012 08:26 (UTC)
)))думаю, что он еще часто будет приезжать, полюбил наш регион.
top_g_10
14 дек, 2012 04:19 (UTC)
Ваш пост попал в Еженедельный Топ G 10 Чеченской блогосферы по адресу http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=10&PubID=38578
pycckue_95
18 дек, 2012 02:42 (UTC)
Алексей - красавец. Личное его не знаю, но очень уважаю. Конечно, ум, каких в России мало.
( 16 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Апрель 2016
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com